Мы в социальных сетях: звоните:
Выберите возраст вашего ребенка:

Статьи

Читаем по складам (методика Зайцева)

21.01.2014
Читаем по складам (методика Зайцева)

Понаблюдайте за малышами – дома, во дворе или придя в детский центр развития. Произносят ли они отдельно буквы? Нет – они сразу говорят «ма», «па», «та». Традиционный же метод обучения чтению разделяет речь на буквы (в данном случае это искусственные элементы). По мнению педагога Николая Зайцева, такая технология неэффективна и плохо влияет на развитие малыша.

В авторской методике Зайцева вообще не изучаются буквы. Основная единица строения языка, по мысли педагога,  – склад (не путать со слогом!).

Что же такое склад? Это пара «согласная + гласная», «согласная + твердый знак», «согласная + мягкий знак» либо одна буква. Именно склады написаны на гранях знаменитых «кубиков Зайцева». Эти кубики различают по 46 признакам. Кубики бывают большие и маленькие, «железные», «деревянные», «золотые». Они по-разному весят и по-своему звучат. Если хотите погреметь, возьмите «железные» кубики, позвенеть – «золотые».  «Деревянные» же издают глухое постукивание. Таким образом детишки чувствуют различия между звонкими и мягкими, гласными и согласными.

Кроме этого, в методический комплект входят таблицы, звучащие игрушки и музыкальные инструменты, разрезные картинки, пазлы и т.п.

Чтобы освоить слоги, Николай Зайцев советует работать с ними (пропевать, слушать) совсем маленьким детям. Четырехлетние ребятишки с помощью этой методики учатся читать после первых же занятий, а годовалые малыши учатся одновременно и читать, и говорить.

Чтобы обучение по Зайцеву приносило результаты, занятий только в детском саду, школе или центре развития мало. Обучающая среда должна быть создана и дома. Малыша должны окружать методические пособия, все, что делает малыш, должно превращаться в мини-занятие. Многое зависит от атмосферы, царящей в доме.

Методика Зайцева позволяет научиться не только читать и писать, но и считать. Если начать в три года, то через год-два дети уже осваивают сложение и вычитание в пределах сотни.

Обучение по Зайцеву имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Для начала остановимся на «плюсах».

- Игровая форма подачи материала помогает малышу сразу же запомнить буквосочетания и склады. Ребенку не нужно размышлять, как же соединить стоящие рядом «М» и «А». Чтение осваивается быстро и без запинок.

-  На кубиках Зайцева изображены только имеющиеся в русском языке сочетания букв. Иными словами, «Жы» и «Шы» на кубиках кроха точно не увидит. Следовательно, ребенку, которого учили по Зайцеву, в голову не придет написать «машЫна».

- Методика Зайцева не имеет четкой привязки к возрасту. По ней могут заниматься и полугодовалые крохи, и те, для кого уже важна подготовка к школе.

- Для ребенка, которому не под силу темп современных школьных программ, обучение по методике Зайцева может стать настоящей палочкой-выручалочкой. В этой системе легко работать, она проста для освоения.

- По замыслу автора методики, таблицы и кубики должны органично войти в жизнь малыша, а занятия – стать естественной частью его жизни. Обучение происходит, по сути, между делом.

- Кубики Зайцева яркие, их цвет не случаен, а точно подобран, надписи сделаны крупным, издалека заметным шрифтом, пособия размещаются в разных местах комнаты. Все это тренирует глазные мышцы.

- В процессе занятий со звучащими пособиями развивается чувство ритма и музыкальный слух.

Но, как иногда бывает, положительные моменты скрывают в себе и «минусы».

- Детский логопед отмечает, что ребятишки, которые научились читать по методике Зайцева, часто «глотают» окончания. Кроме этого, их подстерегает еще одна проблема: они не могут разобраться в слоговом составе слова, что не удивительно, ведь по привычке они делят слово исключительно на склады.

- Уже в первом классе таких детишек приходится переучивать. Происходит это во время обучения фонематическому разбору слова. Принято гласный звук обозначать красным цветом, звонкий согласный синим, а глухой – зеленым. Согласно методике Зайцева, эти звуки обозначаются другими цветами.

- Как уже говорилось, сочетания «Жы» и «Шы» на кубиках Зайцева вы не найдете. Однако, там есть сочетания «Бэ», «Вэ» и т.п., которые на письме встречаются крайне редко. Следовательно, придется объяснять ребенку правописание каждого слова, в котором после твердого согласного пишется «е», а слышится «э» (купе, шоссе и т.п.).

- Пособия, применяемые для обучения по данной методике, недешевы. Причем даже если вы решите делать их самостоятельно, то все равно придется затратить немало средств на бумагу, картон, цветную печать и т.п.

 

Итак, у методики Николая Зайцева есть и плюсы, и минусы, несмотря на которые, она завоевала немало поклонников. Проанализируйте положительные и отрицательные стороны, и, если методика вам понравилась, - удачи!

 

Читайте также:

Комментрии:

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий:

articles
Центр развития ребенка Pro-гимназия
220006
Республика Беларусь
Минск
ул Денисовская, 31
+375 29 605-80-08 ,+375 33 635-49-86 ,+375 17 337-97-07
znajka-m@yandex.ru
Центр развития ребенка Pro-гимназия