Мы в социальных сетях: звоните:
Выберите возраст вашего ребенка:

Статьи

Для развития речи необходимо упражнять... Пальцы!

04.02.2013
Для развития речи необходимо упражнять... Пальцы!

Общеизвестно, что движения пальцев рук и развитие речи теснейшим образом связаны между собой. Именно по этой причине практически любой современный детский центр уделяет особое внимание занятиям по улучшению мелкой моторики своих подопечных. И хотя, на первый взгляд, связь между пальцами и речевыми способностями человека не заметна, она сложилась исторически, в процессе эволюции человечества.

Мнения известных людей

Занимательный факт: абсолютно все ученые, которые занимались изучением мозговой деятельности детишек, единогласно подтверждали огромное влияние на эту деятельность движений рук. Проще говоря, каждый из этих ученых убедился в том, что движения рук стимулируют мозговую активность. Это значит, что такие занятия, как аппликация и лепка, помогают детскому мозгу развиваться быстрее, чем, например, бег.
Например, еще в далеком 1782-м году русский просветитель Н. И. Новиков заявлял, что «побуждение к действованию» в отношении вещей у маленьких детей является не только основным средством получения информации о них, но и положительно влияет на умственное развитие ребят в целом. Такого же мнения придерживался и известный невропатолог В. М. Бехтерев, утверждавший, что движения руки имеют тесную связь с речью и способствуют ее становлению. Таким образом, даже рисование для малышей – это способ научиться говорить!

Краткий экскурс в историю

Задумайтесь, какую форму общения использовали первобытные люди в древние времена? Правильно – язык жестов. Такой способ передачи информации требует, как известно, активнейшего использования рук, как «разговорного инструмента»: рукой достаточно просто указать направление, начертить на песке или скале рисунок, а при необходимости и погрозить противнику, защититься от него. Позже люди начали сочетать с жестами различные возгласы и выкрики. Со временем развитие памяти, равно как и развитие логического мышления древних людей привело к появлению способности связно говорить. Однако тысячи лет словесная речь оставалась неразрывно связанной с речью жестикуляторной.
С ходом эволюции движения пальцев на руках совершенствовались, так как людям приходилось выполнять все более сложные манипуляции и все более аккуратные действия. Естественно, что это привело к постепенному увеличению соответствующей части мозга, что повлекло за собой дальнейшее развитие мышления и речи. Таким образом, функциональные улучшения деятельности рук и речевых способностей в процессе становления человечества всегда двигались «рука об руку».
Вот так, на примере эволюции, можно представить речевое развитие ребенка раннего возраста. Не правда ли, схожесть очевидна: развитие мелкой моторики пальцев, затем появление артикуляции и последующее совершенствование речи в прямой зависимости от уровня развития пальчиков ребенка? Кстати сказать, такая зависимость довольно четко прослеживается у всех без исключения малышей.

Краткий экскурс в науку

Тот факт, что детские центры развития в Минске не зря уделяют так много внимания тренировке детских пальчиков и то, что эти занятия существенно влияют на ускорение созревания речевой функции ребят было успешно доказано одним из электрофизиологических исследований, проведенных сотрудниками лаборатории высшей нервной деятельности ребенка (Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой). В ходе исследования выяснилось, что при ритмичных движениях пальцами у детей наблюдается резкое усиление согласованности деятельности лобных и височных долей мозга.
Занимательно, что именно в этих областях мозга находятся двигательные и сенсорные речевые зоны. Не менее интересно и то, что у правшей эти зоны расположены в левых долях, а у левшей, соответственно – в правых. То есть, ритмичные движения пальчиков правой руки активизируют согласованность лобных и височных зон левого полушария, а такие же движения пальчиков левой руки вызывают аналогичную активность в лобных и височных зонах полушария правого. Таким образом, развитие речи дошкольников, школьников и даже годовалых детишек напрямую зависит от активности именно височных и лобных долей их головного мозга, согласованность работы которых достигается движениями пальцев. Причем, совершенно не важно, о каком ребенке идет речь – левше или правше!
Такое официальное научное открытие, основанное на результатах данных лабораторных исследований, прямо говорит о влиянии импульсов, которые исходят от детских пальчиков, на формирование речевых навыков и способно убедить даже самых ярых скептиков. Не правда ли?

Совет от ««Pro-гимназии»: Отдавая ребенка в центр раннего развития, не забудьте уточнить, включает ли в себя программа обучения упражнения для улучшения мелкой моторики. Это особенно важно в том случае, если развитие речи у малыша отстает от нормы.
 

Как научить ребенка говорить (3 комплекса гимнастики для пальчиков):

?  1-й комплекс «Ладошки»
Предложите малышу положить руки на стол, ладошками вниз, а затем поочередно разводить пальцы в стороны, после чего соединять их вновь. Пусть ребенок повторит упражнение несколько раз под счет «раз-два». Для следующего упражнения ладошки снова кладутся на стол, после чего сжимаются в кулачок и ставятся «на ребро» (счет «раз-два-три»).
Усложните пальчикам ребенка задачу: пусть они «поздороваются». Для этого необходимо соединить руки таким образом, чтобы пальчики правой касались соответствующих пальчиков левой (большой «здоровается» с большим, указательный – с указательным и так далее). В этом случае считать стоит, естественно, до пяти.
Продолжить комплексные занятия можно «веселыми догонялками»: пусть указательный и средний пальчики ребенка на обеих руках «превратятся в ножки», а сами руки «станут человечками», бегающими по столу вдогонку друг за другом.

?  2-й комплекс «А покажи мне…»
Суть комплекса довольно проста: ребенок показывает родителям различных животных, растения и предметы при помощи пальчиков. Например, для того, чтобы показать «козу рогатую», нужно вытянуть 2 пальца – указательный и мизинец, а для «создания очков» малышу понадобится соединить большой и указательный пальчики обеих рук, чтобы образовались 2 кружка.
С ростом умений ребенка можно переходить от простых фигур к сложным. Ведь даже взрослому человеку гораздо сложнее «показать зайца» (одновременно вытянув вверх средний и указательный пальцы и соединив вместе большой, безымянный и мизинец), чем «создать дерево» из широко разведенных пальцев, поднятых вверх.
Кстати, этот комплекс хорош тем, что количество фигур, которые может научиться показывать ваш ребенок, ограничивается лишь вашей с ним фантазией.

?  3-й комплекс «Занимательная история»
Этот комплекс упражнений ребенку будет гораздо веселее выполнять в компании сверстников. Почему? Да просто тогда история станет еще занимательнее, так как персонажей в ней ощутимо прибавится! Более того, большое количество персонажей положительно повлияет на развитие внимания ребенка.
На самом деле, историю родители могут придумать сами, например: «Заяц вышел на прогулку и открыл замок». Дети показывают «зайца» замок (сомкнутые ладони с согнутыми пальцами). Конечно же, замок откроется не сразу, чтобы ребенок несколько раз согнул-разогнул пальчики…
«Вышел он, захлопнул дверь… Тут как тут лиса!». Лиса, конечно же, побежала за зайцем («догонялки» при помощи среднего и указательного пальцев).
Дальнейшее развитие событий уже зависит от того, сколько человек задействовано в вашей истории и каких животных они умеют изображать. Ну и, конечно, от воображения рассказчика, то есть, вас. Может заяц спрятался от лисы за деревом? Или же снова попытался открыть замок и закрыться от «Патрикеевны» дома? А может детки уже сами умеют выдумывать истории и сюжет изменится неожиданно для всех? Словом, такая гимнастика легко может превратиться из упражнения для пальцев в интересную игру, обеспечив радость и детям и вам. Кстати сказать, запоминание «пальчиковых фигур» положительно влияет на развитие памяти ребенка.
Конечно же, каждый малыш уникален и какие-то комплексы, либо отдельные моменты упражнений ему могут нравиться гораздо больше других. Поэтому максимального эффекта от занятий можно достичь, комбинируя лучшие моменты из разных комплексов, а также постоянно выдумывая новые.

 

Читайте также:

Комментрии:

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий:

articles
Центр развития ребенка Pro-гимназия
220006
Республика Беларусь
Минск
ул Денисовская, 31
+375 29 605-80-08 ,+375 33 635-49-86 ,+375 17 337-97-07
znajka-m@yandex.ru
Центр развития ребенка Pro-гимназия