Мы в социальных сетях: звоните:
Выберите возраст вашего ребенка:

Статьи

Развитие речи малыша

07.05.2013
Развитие речи малыша

Конечно, развитие каждого малыша индивидуально и нельзя «мерить всех одной меркой», однако есть некоторые нормы, общие для большинства детей. Естественно, что развитие ребенка раннего возраста не должно слишком уж сильно отличаться от этих норм, но не стоит паниковать, если ребенок учится разговаривать не так быстро, как остальные детишки.

 

1-2 года

Начиная с первого года жизни, дети, как правило, активно пытаются подражать речи взрослых, благодаря чему интенсивность понимания ребятами того, что им говорят, постепенно возрастает. В это время ребенок все чаще и чаще употребляет слова осмысленно, использует их по назначению в определенных ситуациях, вызывающих у него удивление или радость (приход матери, появление знакомых игрушек). Правда, слова эти, чаще всего, упрощены и далеко не всегда отражают реальные названия предметов. Не удивляйтесь, если до полутора лет ваше чадо называет различные предметы одинаково: активная сторона речи пока еще существенно отстает от понимания.

Для ребенка до двух лет вполне нормальны некоторые изъяны в произношении: он неправильно выговаривает большинство звуков и слов (буква «ы» произносится, как «и», «р», как «л»), пропускает некоторые из них, путает слоги. В годовалом возрасте он еще не пытается говорить фразами, употребляя слова-предложения («би-би», «ляля», «бай-бай»), но, при этом, к году и 3-м месяцам уже в состоянии выполнять несложные поручения по просьбе взрослых. Фразы малыши начинают использовать, когда в их активном словаре накапливается около 50-ти слов. Словарный запас ребенка зависит от условий его воспитания, частоты общения с родителями и к двум годам обычно достигает объема в 100-300 слов. Развитие ребенка раннего возраста уже сейчас можно ускорить, посещая с ним комплексные развивающие  занятия или Школу раннего развития в нашем центре.

 

2-3 года

После двух лет потребность малыша в общении значительно возрастает. Он постепенно учится понимать несложные вопросы: «Где медвежонок?», «Куда ты спрятал машинку?» и начинает задавать вопросы сам: «Когда?», «Зачем?», «Что это?». Вместе с ребёнком растет и его уровень понимания устной речи: к трем годам маленький «почемучка» не знает лишь числительные, причастия и деепричастия. Он постепенно отвыкает от облегченных слов («гав-гав», «мяу») и начинает употреблять вместо них привычные («собака», «кот»), а к концу 2-го года жизни может без особого труда рассказать, что он видит, что нового узнал за день. Это тот самый прекрасный возраст, когда детки постоянно пытаются что-то рассказать папе с мамой, хотя речь их еще далека от совершенства.

Малыш уже может воспринимать небольшие сказки и даже запоминать наизусть отрывки из них. Он без особого труда способен дать ответ на простые загадки, вроде: «Живет у воды и говорит «Ква-ква»». Его артикуляционный аппарат (язык, губы, нижняя челюсть) пока что не до конца приспособлен к четкой и внятной речи, отчего он часто заставляет взрослых улыбаться, говоря, например, «зюк», вместо «жук». При этом гласные «а», «у», «о», «и» уже произносятся четко и правильно. То же касается и согласных «м», «п», «б», «г», а также «д», «н», «в», «ф», «к», «г», «х».

На третьем году жизни детишки уже правильно произносят звук «л», что дает им возможность «хитрить», заменяя им «р»: «люк», «лядио», «либа» (лук, радио, рыба). Звук «л», в свою очередь, многие заменяют на «й»: «йук», «йюбйю», «бойно» (лук, люблю, больно). Малышам все еще трудно произносить многие слова, поэтому они продолжают упрощать их («пигин», вместо «пингвин»), зато ребята уже умеют воспроизводить интонации и грамотно использовать их в речи. В этом возрасте процесс накопления новых слов идет еще интенсивнее, чему способствует склонность подражать взрослым.

 

3-4 года

Раннее развитие детей с помощью нашего центра существенно ускоряет процесс становления их речи. Однако даже без специальных занятий к трем годам ребенок, как правило, должен уметь рассуждать об окружающих его предметах, делать выводы и умозаключения, а к четырехлетнему возрасту количество слов в его словарном запасе достигает двух тысяч. Благодаря этому малыш уже может достаточно легко общаться как со своими сверстниками, так и с родителями, хотя при пересказе некоторых событий все еще допускает некоторые неточности.

Артикуляционный аппарат ребенка продолжает укрепляться, что способствует постепенному улучшению произношения: многосложные слова употребляются все чаще, «тяжелые» звуки («х», «ы», «э» и «ц») выговариваются все четче. Большинство детишек до четырех лет заменяют в словах шипящие звуки твердыми свистящими. Именно в этом возрасте они говорят на шубу «суба», на жабу – «заба», а на часы - «цасы». К концу 4-го года жизни слоговая структура слов в речи малышей перестает быть путанной, что позволяет им выговаривать такие слова, как, например, «пожалуйста» практически без ошибок.

Кстати, индивидуальные различия, касающиеся формирования произношения, ярче всего проявляются именно к четырем годам: одни дети могут выговаривать практически все звуки, тогда как речь других еще далека от совершенства. Однако даже в том случае, если ваш ребенок совсем плохо разговаривает к этому возрасту, комплексные занятия с участием логопеда обязательно исправят ситуацию к лучшему.

 

4-5 лет

Умственное и речевое развитие ребенка пятого года жизни значительно улучшается, а благодаря словарному запасу, достигающему в это время количества в 3000 слов и появившемуся интересу к рифме, разговаривать с ним становится еще интереснее. Речь четырехлетнего малыша уже довольно разнообразна и достаточно богата: в ней присутствуют различные прилагательные, глаголы, наречия, местоимения и даже сложные предлоги («из-за», «из-под» и прочие). Усложнение структуры используемых предложений, естественно, приводит к увеличению количества забавных ошибок («дети хочут грушев»).

Что касается звуков, то к пяти годам ребенок перестает смягчать согласные, пропускать слоги и буквы в словах, правильно ставит ударение и соблюдает прочие языковые нормы, хотя некоторые слова еще вызывают у него затруднение («лаборатория», «старушка»). Словарный запас продолжает пополняться, а высказывания становятся все длиннее (10 слов и даже более).

 

5-6 лет

Всестороннее совершенствование речи ребенка продолжается: произношение становится гораздо чище и точнее. Он уже способен правильно улавливать причинно-следственные связи между многими событиями и обсуждать увиденное. За год словарный запас дошкольника увеличивается примерно на 1000-1200 слов, он уже свободно употребляет собирательные существительные, прилагательные, обозначающие свойства предметов и глаголы. Ошибки, связанные с согласованием слов и падежными окончаниями встречаются в речи малыша все реже и реже. Ближе к шести годам артикуляционный аппарат, как правило, уже настолько развит, что ребенку не составляет труда внятно выговаривать все буквы алфавита.

Конечно, не все шестилетние ребята могут похвастаться идеально правильным произношением: от некоторых можно услышать, например, «шушка», вместо «сушка». Для того, чтобы избежать таких недостатков в речи малыша, можно с самых первых лет записать его в наш центр, где раннее развитие детей проходит под наблюдением логопеда.

 

6-7 лет

К этому возрасту словарный запас ребенка достигает довольно высокого уровня как в количественном, так и в качественном отношении: ему уже не составляет труда свободно вести диалог со взрослыми и детьми, он может точно и ясно выражать свои мысли, делиться с собеседником размышлениями на любую из доступных тем. Использование слов с переносным значением, быстрый подбор синонимов, употребление предложений с причастными и деепричастными оборотами – вот далеко не полный список речевых возможностей шести-, семилетнего человечка.

К семи годам дошкольник умеет полноценно, логично и последовательно описывать предметы, может пересказать фильм, который смотрел накануне, даже самостоятельно выдумать сказку или рассказ. У него нет проблем не только с проговариванием звуков, но и с правильностью согласования слов, падежными окончаниями и прочими нюансами речи. Если он посещал развивающие занятия для детей, то у него отличное фонематическое восприятие и имеются все умения, необходимые для успешного усвоения школьной программы.

Естественно, что ребенок не заканчивает обогащать словарный запас и развивать грамматическую правильность речи в этом возрасте, ведь совершенствовать свои навыки в этом направлении ему придется всю жизнь. Родителям же не стоит забывать о том, что речевое развитие каждого ребенка индивидуально и нет нужды паниковать, если малыш слегка отстает от нормы. Однако, если вы заметили в речи своего чада существенные дефекты, тогда стоит позаботиться о том, чтобы записать его на занятия в центр детского развития, где его произношением займутся опытные логопеды.

 

Читайте также:

Комментрии:

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий:

articles
Центр развития ребенка Pro-гимназия
220006
Республика Беларусь
Минск
ул Денисовская, 31
+375 29 605-80-08 ,+375 33 635-49-86 ,+375 17 337-97-07
znajka-m@yandex.ru
Центр развития ребенка Pro-гимназия