Мы в социальных сетях: звоните:
Выберите возраст вашего ребенка:

Статьи

Три года – сложный возраст

23.03.2013
Три года – сложный возраст

Основная сложность заключается в том, что именно в трехлетнем возрасте развитие мышления малыша претерпевает определенные изменения. С одной стороны, ребенок внезапно с радостью осознает, как широки его возможности, с другой – начинает понимать, что он не всегда будет маленьким. Это осознание можно без преувеличения назвать первой серьезной трагедией растущего человечка.

 

«Синдром потери трона»

Так как ребенок с каждым днем становится чуть более самостоятельным, у него начинают формироваться собственные проблемы и неприятности, причем, независимо от его желания. В случае, когда в этом возрасте у малыша появляется брат или сестра, таких проблем и переживаний становится гораздо больше, чем кажется взрослым.

При рождении нового члена семьи трехлетнее чадо понимает: «это все!». Теперь он уже не такой маленький и не настолько любимый, как раньше. Именно это осознание толкает его выдумывание всевозможных хитростей и уловок, направленных на возвращение к собственной персоне былого внимания. Не удивляйтесь, если в это время ваш малыш снова начинает писаться в штаны и сюсюкать, несмотря на развивающие занятия и посещения детского логопеда.

Такое «возвращение в детство» на самом деле продиктовано острым желанием ребенка вновь стать самым маленьким, самым лучшим и самым любимым. Он рассуждает примерно так: «Когда я был совсем беспомощным, мама и папа чаще играли со мной и брали на руки. Значит, если я начну вести себя, как маленький, они снова будут обращать все свое внимание на меня одного!» Поэтому родителям не стоит нервничать и пугаться столь внезапных изменений в поведении своего первенца.

 

Детский сад

Большинство родителей отдают детишек в дошкольное учреждение, как только малышам исполняется три годика. Но мало кто всерьез задумывается, как сложно маленькому человечку пережить потерю постоянного контакта с мамой, как ему непросто адаптироваться к новым условиям, новым знакомым, новым игрушкам.

За три года жизни ребенок привык, что он – «центр вселенной», вокруг которого постоянно находятся родители, бабушки и дедушки, тети и дяди. Более того, абсолютно все игрушки в квартире принадлежат исключительно ему, а заботливая мама всегда прибегает по первому зову. И вот теперь он оказался среди двадцати таких же деток, как он сам, в незнакомой ему группе, да еще и с воспитателями, которых он видит впервые! Представляете, какие ощущения он должен испытывать?

Чтобы помочь малышу пережить такие непростые для него времена родители должны грамотно подготовить свое чадо к посещению детского сада и сделать все возможное для того, чтобы облегчить ему первый месяц пребывания на новом месте. Если родители и воспитатели все сделают правильно, подготовка ребенка к школе в детском саду пройдет легко и не вызовет у него никакого дискомфорта.

 

Любознательность, как способ познания мира

Вообще, развитие мышления трехлетних детей для взрослого человека полно загадок и тайн. И совершенно не удивительно, что многие родители допускают некоторые ошибки, воспитывая своих малышей так, как считают правильным. Важным моментом в процессе развития ребенка является понимание его психологии, поведенческих рефлексов и умение поставить себя на место юного исследователя мира.

Как часто мама или папа, видя, что дети, например, толкают друг друга на прогулке или в песочнице, торопятся защитить свое чадо, не понимая того, что в действиях ребят нет никакой агрессивности. Они просто познают мир так, как умеют, теми средствами, которыми располагают. Скорее всего, размышления ребенка совершенно не агрессивны и в этот момент выглядят следующим образом: «Мой плюшевый медведь, с которым я люблю играть дома, обычно сидит и молчит точно так же, как этот мальчик. Интересно, если его сейчас толкнуть, он упадет на бок, прямо как моя игрушка или толкнет меня в ответ? Нужно обязательно проверить!»

Конечно же, не стоит молча стоять и смотреть, если дети действительно дерутся, но важно и не мешать ребятам познавать мир так, как им удобно. Многие родители не до конца понимают, какую «медвежью услугу» оказывают своим детям, говоря: «Не дружи с ним. Он плохой. С этим мальчиком играть опасно!» Почему «медвежью»? А вы представьте на мгновение, что чувствует трехлетний ребенок, которого привели в детский сад, где ему предстоит целый день находиться в группе, состоящей из таких вот маленьких «опасностей»? О какой уверенности в себе может идти речь, если малыш изначально будет чувствовать тревогу?

 

«Бесполезные» игрушки

Еще одна «жизненная сложность» трехлетнего ребенка – это игрушки: дети относятся к ним совсем не так, как взрослые. Например, дорогая и красивая кукла, купленная родителями, может показаться малышу совершенно бесполезной лишь по той простой причине, что с нее нельзя снять платье, а шикарная машинка не вызовет восторга, так как у нее не откручиваются колеса. Мама и папа же, в свою очередь, искренне недоумевают, почему их чадо любит одни игрушки и практически не прикасается к другим.

Каждый ребенок индивидуален и то, что кажется интересным и увлекательным одному малышу, может совершенно не вызвать симпатии у другого. Вот почему во многих центрах развивающие занятия проходят с применением различных игрушек и материалов – это необходимо для того, чтобы каждый «почемучка» мог выбрать для себя забаву «по вкусу». Ведь обучение ребят такого возраста невозможно, без наличия интереса с их стороны. Так что, выбирая для малыша игрушку в магазине, лучше ориентироваться не на свои представления о ее интересности для него, а спросить у самого ребенка, что именно ему нравится.

           

«Я сам!»

Учитывая тот факт, что к трем годам стремление к самостоятельности у детей существенно возрастает, крайне важно найти правильный подход к их обучению. Конечно, не стоит насильно «впихивать» в них знания и навыки, которые не вызывают в детских глазах никакого интереса, но, в то же время, нельзя пускать процесс развития ребенка «на самотек». Необходимо подобрать именно те материалы и игрушки, которые нравятся малышу, чтобы увеличить его мотивацию к познанию новой информации и повысить эффективность занятий, как дома, так и в детском саду.

Для развития мелкой моторики и, как следствие, речи, нужно обеспечить ребенку возможность самостоятельно лепить различные фигурки из пластилина. Кстати, некоторым детям не нравится ощущение липкой массы на коже рук, поэтому, если ваше чадо не любит лепить из пластилина, вы всегда можете заменить его глиной. То же касается и других материалов.

Кроме того, трехлетним малышам очень важно, чтобы родители хвалили их за успехи и поддерживали во всех начинаниях. Они плохо относятся к критике со стороны взрослых. Исходя из этого, начальная подготовка ребенка к школе должна быть не только эффективной и интересной, но и обязана обеспечивать ему известную свободу действий. Три года – это тот самый возраст, когда вмешательство родителей в процесс создания малышом «скульптурного шедевра» может довести его до слез, ведь он хочет все сделать сам. Не стоит исправлять небольшие ошибки, допущенные им при попытке слепить какую-либо фигурку, ведь сейчас сам процесс для него гораздо важнее результата.

 

Маленькие учителя

Примечательно, что маленькие дети гораздо большему учатся друг у друга, чем у взрослых. Это и не удивительно, так как уровень, которого достигло развитие мышления одного трехлетнего ребенка может сильно отличаться от возможностей другого малыша того же возраста. Естественно, что ему интереснее научиться делать то же самое, что умеют сверстники, не говоря уже о веселье, которое доставляет такой процесс. Важно обеспечить маленькому человечку возможность получения новых навыков и умений от общения с одногодками.

В это время развитие ребенка скачкообразно. Это значит, что он может достаточно длительное время «не откликаться» на обучение, а потом вдруг начать делать все то, чему его учили. Поэтому не стоит расстраиваться, если вы отдали малыша на развивающие занятия, а явных изменений в его развитии не наблюдается довольно долго. Будьте уверены, он просто усваивает и «переваривает» новую для себя информацию, чтобы в один прекрасный день удивить вас своими достижениями и успехами! И конечно, не стоит забывать, что главным показателем благополучия и гармоничного развития любого малыша является его здоровый, беззаботный и счастливый смех!

 

Читайте также:

Комментрии:

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий:

articles
Центр развития ребенка Pro-гимназия
220006
Республика Беларусь
Минск
ул Денисовская, 31
+375 29 605-80-08 ,+375 33 635-49-86 ,+375 17 337-97-07
znajka-m@yandex.ru
Центр развития ребенка Pro-гимназия