Статьи
Движение и свобода (методика Никитиных)

Подмосковный поселок Болшево. Начало семидесятых. Местные жители шокированы: они видят, как маленькие дети бегают по снегу босиком и при этом поражают здоровьем, физическим и интеллектуальным развитием.
Речь идет о многодетной семье Елены Александровны и Бориса Павловича Никитиных. Они стали широко известны в мире как авторы нетрадиционной методики воспитания и развития детей. Их дом – это своеобразный центр развития ребенка, площадка для воплощения родительских педагогических идей.
Большое значение Никитины придавали ранней тренировке тела и ума. По их мнению, с возрастом способность развиваться человеком утрачивается, а основные способности закладываются рано. У каждого человека свои хронологические рамки для наилучшего развития, однако время формирования основных способностей – дошкольное детство (поэтому так важны занятия для дошкольников).
В основе методики Никитиных – их наблюдения за собственными детьми. Все методы педагоги сразу же переносили из теории в практику.
Каковы же основные принципы методики Никитиных?
- На занятиях царит дух творческой свободы. Не нужны специальные – «от звонка до звонка» - зарядки, уроки или тренировки. Ребенок должен заниматься сколько хочет, чередуя разные виды активности.
- Закаливание и здоровый образ жизни. Особое внимание Никитины уделяли спорту. Спортивные снаряды в этой семье были таким же естественным окружением, как обычная мебель. Педагоги считали, что малыш воспринимает действительность как интеллектуально, так и физически. Чтобы не препятствовать контактам ребенка с окружающим миром и получению опыта, необходимо дать крохе возможность двигаться, не перегружать его лишней одеждой.
- Школа раннего развития, работающая по методике Никитиных, предполагает активное включение родителей в развивающий процесс. Необходимо интересоваться успехами малыша, участвовать в детских играх и т.п. Ничего оригинального в этом постулате нет, однако далеко не все мамы и папы стремятся вникать в маленькие проблемы и достижения своих чад. С другой стороны, по мнению Никитиных, важно не давить на ребенка, не навязывать ему путь развития, а всматриваясь и вслушиваясь в их желания и возможности, создавать условия для совершенствования. Гиперопеку, которой грешат во многих семьях, Никитины считали главной и самой распространенной воспитательной ошибкой.
Большое значение Никитины придавали правилу опережения. Ребенок должен быть окружен пособиями, помогающими постижению мира. Детская комната должна быть наполнена книгами и картами, таблицами букв и цифр, различными измерительными приборами. К изучению всего, что находится вокруг, малыша побудит любопытство, заложенное природой. Родителям же необходимо замечать успехи ребенка, хвалить его и быть готовым ответить на многочисленные «почему?» юного исследователя мира.
Еленой и Борисом Никитиными разработаны интересные развивающие игры, главная особенность которых – многофункциональность и возможность достижения цели разными способами. Помощь родителей важна только в самом начале, чтобы малыш заинтересовался и увлекся игрой, а уж потом подключается фантазия и инициатива ребенка. Правила игры поясняются ненавязчиво – в виде узоров, рисунков или сооружений из конструктора, а к решению задачи ребенок приходит сам.
Одна из популярных игр адресована малышам. В комплект для игры входят 16 рамок в виде овала, круга, квадрата и других фигур. Взрослый показывает, как подбираются к этим рамкам соответствующие вкладыши. Его задача – заинтересовать ребенка и побудить к самостоятельности.
Изучение цветов пойдет легче с игрой «Сложи узор». Для игры потребуется 16 кубиков с гранями, окрашенными в разные цвета. Что требуется от взрослого? Увлечь малыша рассматриванием кубиков и выкладыванием узоров. В процессе игры ребенок будет изучать цвета.
Методика Никитиных, разработанная несколько десятилетий назад, актуальна и сегодня. Вы можете использовать разработки этих талантливых педагогов в воспитании малыша.
Читайте также:
Комментрии:
Оставить комментарий:

Комментариев пока нет.