Мы в социальных сетях: звоните:
Выберите возраст вашего ребенка:

Статьи

Арттерапия для детей

26.04.2013
Арттерапия для детей

Современная детская арттерапия (лечение искусством) сосредоточивается на развитии творческой основы ребенка и позволяет малышам максимально реализовать свои способности. Улучшение памяти, мышления, внимания, повышение самооценки, расслабление и избавление от негативных эмоций – вот далеко не полный перечень последствий  положительного влияния арттерапии на ребят.

Изобразительная и творческая деятельность помогает детишкам в:

  • Развитии навыков общения.
  • Изучении собственного жизненного опыта с непривычного ракурса.
  • Самовыражении.
  • Формировании социальных навыков.
  • Реализации творческого потенциала.

Более того, в некоторых случаях полноценная подготовка ребенка к школе возможна исключительно благодаря арттерапии! Ведь она учит малыша самостоятельно принимать решения и замечать, как влияют на окружающих людей те или иные изменения в его поведении.

Словом, несмотря на всю свою простоту и доступность арттерапия представляет собой достаточно глубокую и серьезную форму психотерапии, показаниями к которой являются: низкая самооценка, неврозы, стрессы, страхи, а также повышенная тревожность и различные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

 

Как это работает?

Общеизвестно, что психика любого человека, в том числе и ребенка, разделена на 2 части: бессознательную и сознательную. Любые глубокие переживания и негативные эмоции «оставляют след» и со временем перемещаются из сознания в подсознание. Именно из подсознания в конечном итоге появляются многие детские страхи и кошмары, становясь причиной повышенной возбудимости и капризности некоторых малышей. Защитные же механизмы психики всеми силами оберегают растущего человечка от постоянного волнения и осознания переживаний, неприятных для него, что сильно усложняет процесс работы с травмами такого типа. 

Возможность навсегда избавить ребенка от таких вот «неприступных» эмоций как раз и обеспечивает арттерапия. С помощью этого вида лечения можно аккуратно и мягко, в веселой игровой форме «обмануть» природный защитный механизм малыша, «добраться» до заблокированных негативных воспоминаний и подвергнуть их ненавязчивой корректировке.

 

Разновидности арттерапии

Лечение искусством не только избавляет детишек от психологических проблем, но и стимулирует развитие творчества дошкольников. В процессе занятий арттерапией ребятам предлагаются:

  • Рисование

При помощи рисования различными материалами (краски, карандаши, мелки и проч.) легко диагностировать и своевременно «подправить» эмоциональное состояние малышей. Причем, для достижения максимально эффективных результатов важно не вмешиваться в процесс создания ребенком его «шедевра живописи», особенно, если это рисунок-тест («несуществующее животное», «моя семья» и т. д.).

Единственный рисунок, который нужно создавать вместе – это рисунок детского страха. И совершенно неважно, чего именно боится ваше чадо, важно перенести этот страх из подсознания на бумагу, увидеть его и осознать. Естественно, что после того, как рисунок завершен стоит позволить малышу «разобраться» с ним так, как ему того захочется: дорисовать смешные детали, стереть ластиком, либо же выбросить подальше. Ведь избавиться от осознанного страха гораздо проще, чем от фобии, скрытой в подсознании.

  • Музыка

Как правило, подготовка к школе в центре раннего развития – это не только обучение чтению, счету, письму и прочим базовым навыкам, но и музыкально-эстетическое воспитание ребенка. И это совершенно неудивительно, так как грамотно организованная музыкальная терапия оказывает на любого человека исключительно положительное влияние!

Специалисты отмечают 3 уровня воздействия музыки на человека (эмоциональный, духовный, вибрационный) и делят музыкотерапию на 2 типа: активную (непосредственное участие в исполнении) и пассивную (прослушивание музыкальных произведений). Примечательно, что для любого из этих видов музтерапии важно подобрать композиции индивидуально, в зависимости от состояния психического здоровья «пациента» и этапа лечения. Однако при этом существуют конкретные мелодии для определенных заболеваний и состояний.

  • Лепка

По сути, главный принцип арттерапии лепкой такой же, как и в случае с рисованием: сначала создается образ проблемы, затем он трансформируется во что-то позитивное, либо малыш самостоятельно избавляется от воплощения своих страхов. Материал же для создания (лепки) образа может быть каким угодно (тесто, пластилин, глина).

  • Песочная терапия

Несмотря на название «песочная терапия» в качестве инструмента для данного вида лечения можно использовать любые другие сыпучие материалы (манная и гречневая крупы, рис, пшено), размещенные в коробке или ящике. В такой «песочнице» легко не только играть, но и создавать-разрушать изображения страхов ребенка. Кстати, подобные занятия развивают мелкую моторику, которая, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на развитие речи. Это значит, что песочная терапия в раннем возрасте может избавить малыша от необходимости обращения к такому специалисту как логопед в Минске в будущем.

  • Танцевальная терапия

Психологами уже давно замечено, что посредством движений тела можно довольно эффективно влиять на психику. Поэтому важно обеспечить ребенку свободу «телесного самовыражения». Детям крайне полезно время от времени исполнять импровизированные «танец печали» или «пляску радости», не задумываясь о том, насколько эти танцы необычны и как их движения выглядят со стороны. Главное – двигаться так, как хочется, позволить своему телу раскрепоститься.

  • Литература

Идеальный вид арттерапии для застенчивых детишек. Основным плюсом механизма лечения при помощи прозы и поэзии для малыша является возможность выразить самые сокровенные переживания в форме стихотворения или рассказа. Причем такое творчество для дошкольников позволяет им самим как бы «спрятаться» за спиной главного героя (изложить собственные переживания под видом проблем персонажа).

 

Как увеличить эффективность арттерапии?

Чтобы арттерапия принесла ребенку максимальную пользу, родители должны проявлять участие и поддержку, не вмешиваясь при этом в сам процесс лечения и не пытаясь руководить действиями своего чада. Не менее важный нюанс – время. Его у малыша должно быть столько, сколько нужно. То есть, не рекомендуется начинать занятия, если совсем скоро придется их прерывать на еду или сон.

Подготовка пространства для арттерапии также играет огромную роль, так как без комфортных условий растущему человечку тяжело «раскрыться» и проявить себя. Проще говоря, в помещении для занятий танцами дети не должны быть ограничены в свободе передвижения и иметь возможность не только бегать и прыгать, но и кричать, а в комнате для рисования не будет лишним положить на пол пленку.

 

Принципы, которыми руководствуются артпедагоги «Pro-ГимназиУМ»:

  • Нельзя заставлять детей делать то, чего они не хотят.

Желание самого ребенка посещать занятия – одно из необходимых условий успеха, ведь без него просто невозможно развитие творчества дошкольников.

  • Постоянное поощрение.

Выделение удавшихся сторон творческой деятельности малыша – залог повышения его самооценки и уверенности в собственных силах.

  • Каждый ребенок – личность.

Нужно уважать его чувства, обращаться как с равным, без нравоучений и какого бы то ни было угнетения его собственного «Я».

  • Помощь.

Если малыш отвечает «не знаю» на какой-либо вопрос, арттерапевту необходимо предложить ему несколько вариантов на выбор.

  • Доверительные отношения.

Непосредственное участие психолога в процессе занятий, его общение с ребятами способствует формированию доверия не только к педагогам, но и к самому процессу обучения.

  • Качественный материал.

Все изделия, при помощи которых на занятиях развивается творчество дошкольников, должны быть добротными, красивыми, яркими и, конечно же, безвредными для детского организма.

Стоит отметить, что далеко не последним фактором, от которого зависит успех лечения искусством, является уверенность родителей в том, что все получится и безоговорочное выполнение рекомендаций специалистов. Так что перед тем, как записать ребенка на занятия по арттерапии мамам и папам следует убедиться, что выбранный ими детский центр располагает всем необходимым для того, чтобы арттерапия оказала на их чадо только положительное действие.

 

Читайте также:

Комментрии:

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий:

articles
Центр развития ребенка Pro-гимназия
220006
Республика Беларусь
Минск
ул Денисовская, 31
+375 29 605-80-08 ,+375 33 635-49-86 ,+375 17 337-97-07
znajka-m@yandex.ru
Центр развития ребенка Pro-гимназия